ТУРЦИЯ
НОВОСТИ ТУРЦИИ

Отели Турции стали ещё доступнее
Для того чтобы получить от курортного отдыха максимум удовольствия, нужно правильно выбрать ...

Военные действия в турции

Турция настраивается на вторжение в Ирак
Скрывающиеся на севере Ирака 3 тыс. боевиков запрещенной в Турции Курдской рабочей партии (КРП) совершают вылазки на турецкую территорию, где нападают на военнослужащих и полицейских. Террористическая активность КРП в последнее время резко возросла. С начала года курдские боевики организовали серию акций насилия в Стамбуле, в июне они совершили теракт в Анталье, в результате которого погибли четыре человека и 23 пострадали. Курдские боевики напали на турецкий блокпост в провинции Тунджели на востоке страны, в результате чего погибли 8 турецких солдат, а 6 получили ранения. В ходе недавней эскалации боевых действий в турецком Курдистане были убиты 13 турецких солдат. А всего за лето от рук боевиков погибли около ста человек.
На протяжении 23 лет жертвами вооруженной борьбы КРП за создание независимого государства на юго-востоке Турции стали более 30 тыс. человек. Боевики РПК спокойно передвигаются по Северному Ираку. Их численность, по некоторым данным, составляет 3500 человек. Турецкие власти отказываются вступать в диалог с сепаратистами и намерены покончить с РПК силой.
Парламент Турции подавляющим числом голосов одобрил запрос правительства страны о вторжении в северные районы Ирака. За проект закона проголосовали 507 депутатов, против - 19 парламентариев, которые представляют небольшую курдскую фракцию. Мы приняли решение, и будем действовать так, как это будет необходимо. Мы не откажемся от своих планов. Турция серьезно относится к варианту ввода войск на север Ирака ради уничтожения сепаратистов из Рабочей парии Курдистана (РПК), - заявил премьер-министр Турции Джемиль Чичек в интервью газете Zaman.
Турция любой ценой предпримет трансграничные военные действия в турции действия, исходя из государственных интересов Турции, несмотря на поддержку или возражение со стороны других стран.
В июле прошлого года в связи с ростом террористической активности РПК турецкое правительство предписало Генштабу разработать план возможной военной операции на сопредельной территории. По некоторым данным, Генштаб турецкой армии уже разработал четыре варианта атаки на курдов, и все они переданы на рассмотрение правительства. Некоторые из них подразумевают не только наземную операцию спецназа, но и точечные бомбежки с воздуха. За период вооруженной борьбы с терроризмом турецкое руководство израсходовало 130 млрд. долл. что сопоставимо с внешним долгом Турции, и продолжает ежегодно тратить 10 млрд. долл. Вместе с тем, проведенные против курдов операции оцениваются турецким высшим руководством как успешные, хотя полностью ликвидировать курдские вооруженные формирования их базы подготовки не удалось. По оценке ГШ ВС Турции, количество боевиков РПК в стране составляет 500-600 человек, и за рубежом - 5-5,5 тыс. чел.
Турция не удовлетворена результатами процесса координации противодействия террору с США (в Северном Ираке), поэтому при необходимости она может провести трансграничную операцию на сопредельной территории, если правительство Ирака и оккупационные силы США не примут эффективных мер против базирующихся на севере страны боевиков РПК. Этот механизм пока не дал положительных результатов, в частности, в плане прекращения деятельности в Северном Ираке РПК и перекрытия каналов источников ее финансирования. При этом официальная Анкара заявляет, что не имеет никаких притязаний на чужие территории. Турция любой ценой предпримет трансграничные военные действия, исходя из государственных интересов Турции, несмотря на поддержку или возражение со стороны других стран.
Этому способствовал и ливано-израильский конфликт, образец которого взят на вооружение». В политических и общественных кругах Турции, средствах массовой информации страны активно дискутируется вопрос о правомерности ее силового решения. Если действия Израиля в Ливане по освобождению двух солдат» оцениваются Вашингтоном как антитеррористическая операция, то почему США всячески возражают против проведения Анкарой аналогичной акции в Северном Ираке против боевиков РПК, захвативших уже шесть солдат? Для подавляющего большинства турок это вопрос риторический. Иракские политики подчеркивают, что решить вопрос с курдскими боевиками Турция может лишь совместно с Ираком, но не в одностороннем порядке. Как было заявлено, Анкара глубоко ошибается, намереваясь повторить опыт Израиля в отношении Хезболлах», так как иракская армия незамедлительно примет решительные ответные меры.
Также как и в Ливане, эта новая война против террористов в перспективе может вылиться в полномасштабный военный конфликт. Возможно, Турции придется сражаться не только с боевиками РПК, но и с иракской армией. Турция против курдов, Иран за шиитов, а часть арабского мира - за суннитов. Турецкие политики и военное руководство выражают свое недовольство тем фактом, что иракцы поддерживают курдских повстанцев на севере Ирака. Курдам не нужна власть над Ираком, им нужно свое государство.
Диалог Вашингтона и Анкары по этому вопросу осложняется тем, что в Конгрессе США продолжается процедура, согласно которой массовые убийства армян турками-оттоманами в начале XX века должны быть признаны геноцидом армянского народа со стороны Турции. Принятая 10 октября в комитете по иностранным делам палаты представителей Конгресса США резолюция, признающая геноцид армян в Османской империи, дополнительно увеличит возможное, начало Турцией военных действий за границей. Неофициально же турецкие политики признают, что мысль о возможных финансовых выплатах или возвращения земли, на которой проживало изгнанное армянское население, приводит их в ужас. Поэтому, даже если резолюция и не имеет прямого влияния на отношения принявших ее стран с Турцией, всемирное признание данного факта заставило бы Турцию раскошелиться и, может быть, даже отдать часть территории. А в очереди за армянами, если не перед ними, как известно, стоят курды.
Администрация Дж. Буша, выразив сожаление по поводу принятия резолюции в комиссии Палаты представителей, призвала Турцию воздержаться от принятия политических мер. В этом контексте вполне понятно нежелание нынешней администрации США обострять отношения с Анкарой. Напомним, что в 1989 году, во время обсуждения в Сенате США резолюции, обвиняющей Турцию в геноциде армян в годы первой мировой войны, Анкара заняла сверхжесткую позицию.
Тогда турецкое правительство установило ряд ограничений на деятельность американских военных объектов. Был наложен запрет на полеты американской разведывательной авиации в воздушном пространстве Турции- приостановлена учебно-боевая подготовка летчиков тактической и палубной авиации на полигоне ВВС в Конья- введены ограничения на перемещение американских военнослужащих внутри страны- были прекращены работы по модернизации объектов передового базирования ВВС США.
Турция не всегда была последовательна в выполнении своих союзнических обязательств перед США. В частности, Турция не поддержала военную операцию США и Великобритании против Ирака в 2003 году. Анкара не позволила осуществить развертывание на своей территории сухопутным войскам США и нанести удар по Ираку с севера. В итоге, часть предназначенных для развертывания в Турции вооруженных сил США - ультрасовременная 4-я механизированная дивизия и прибыла к театру военных действий с большим опозданием. Кстати, согласно опросам, проведенным турецкими СМИ на этой неделе, 83% турецких граждан поддержали прекращение помощи США в Ираке в отместку за резолюцию о геноциде.
Не исключено, что, скорее всего, будет сворачивание двустороннего военного сотрудничества и отказ Турции предоставить США в пользование авиабазу и порт на своей территории. Это грозит серьезно осложнить положение американского контингента, и не только в Ираке. Грузы, идущие в Афганистан, тоже проходят по этой территории. Министр обороны Роберт Гейтс был более конкретен. По его словам, из общего объема грузов, доставляемых по воздуху в Ирак для американских войск, 30 процентов горючего, 95 процентов бронетехники проходят через Турцию. И если Анкара ответит на инициативу конгресса какими-либо санкциями, то при этом пострадают американские интересы. Как отметили в пятницу официальные лица Пентагона, штабные офицеры уже начали прорабатывать различные альтернативные пути доставки грузов в Ирак. Пентагон уже ищет альтернативу базе ВВС Инджирлик и, похоже, почти нашел. После Бури в пустыне» США оставили свои базы в Саудовской Аравии, Кувейте и Иордании законсервированными на случай новой войны. Сейчас эти базы могут использоваться для переброски грузов в Ирак.
Ну вот взять к примеру ичного друга посла США в Москве господина Макфола, Льва Пономарёва. Ведь каков правозащитник! Лев да и. Он вам быстро укажет на нарушение прав человека, на невозможность называть Россию демократической страной, на непрозрачность бюджета и нарушениях на выборах, а к тому же еще тиснет в физиономию делом Ходорковского и Лебедева. Однако ни при каких обстоятельствах не возвысит голоса за активистов Occupy Wall street» или тех же курдов. Турецкие войска могут курдов в мелкий фарш перемалывать, а господин Пономарев со товарищи» даже непрошеной слезинки не смахнет, ибо плачено не за это.
Тем не менее, ситуация выходит из под контроля и совсем скоро может стать совсем поздно. Если между Сирией и Турцией появится третья сила такая как курды, туркам будет очень непросто объяснить приверженность к демократии в Сирии и полное безразличие к чаяниям собственного народа, который скоро снова начнут взрывать. В этом смысле совсем нет необходимости искать вдохновителей всего этого, ведь вдохновителями являются самые первостатейные демократические страны, стоит ли удивляться такой реакции демократизируемых курдов. Каким-то необъяснимым образом этим самым курдам всё труднее понять прелести демократии, а многие до её наступления просто не доживут.
Если у кого то возникнет вопрос, почему похитили именно Хусейна Айгюна, то ответ может быть легко найден. В течение 14 лет, он занимался правозащитной деятельностью». Его задачей было прекратить поддержку населением курдских военизированных формирований. Теперь возможно прекратят его самого. Нужно отметить, что радоваться тут нечему. Нужно скорее сопереживать и тому кого похитили и тем людям кто был вынужден это сделать. Все на этом забытом Богом куске земли идет не правильно. Однако можно вызывает восхищение целеустремленность людей которые стремятся обрести свое государство. Правы ли они похищая и убивая своих оппонентов, нападая на армейские блок-посты, можно было бы сказать что нет, но какой есть другой выход?
Ни международное сообщество ни правозащитники этой проблемы не замечают, а от турецких властей предоставления территории под свое государство ждать не приходится. Когда-то на сайте DAILYMEDIA было опубликовано интересное интервью с Андраником Миграняном, так вот этот весьма уважаемый человек уже давно говорит, что на международное сообщество в таких делах полагаться нельзя. Каждый народ если он может взять на себя управление собственными землями ныне находящимися в составе другого государства обязан это делать. Таким образом господин Мигранян вероятно подразумевает то, что международное право в части суверенности государств де-факто перестало работать. Примеров тут просто неисчислимое количество. Вспомните сколько раз за последние 20 лет Запад вторгался в различные страны, подпитывал подрывную деятельность в различных государствах и так далее.
Сегодня этническое сознание турок пребывает в перманентном конфликте со средой, конфликте, который имеет постоянную тенденцию к возрастанию (что мы видим в периоды между военными переворотами) и который периодически снимается действием самой этой среды (военные перевороты). Следует психологическая разрядка, сопровождающаяся сильными положительными эмоциями.
Этот конфликт бессознателен. Член этноса воспринимает его лишь как идеологическую конфронтацию, имеющую рациональное объяснение. Процесс же канализации накапливающегося напряжения в отношениях между этносом и внешнем миром и его целиком остаются за рамками сознания члена этноса. Между тем очевидно, что подобная канализация и концентрация может происходить только в том случае, если вся информация, воспринятая членами этноса, тут же проходит цензуру и разбивается на блоки, связанные с его этническими константами имеющими свою нишу в этнической картине мира.
Эти информационные блоки можно представить себе как сцепление нескольких парадигм, наподобие грамматического предложения. Части речи в предложении требуют между собой согласования по строго определенным правилам, и человек, владеющий языком, следует этим правилам бессознательно. Язык в какой-то мере детерминирует структуру его мышления. Так и этнические константы, если их рассматривать с точки зрения восприятия человеком информации, детерминируют связь между собой различных факторов реальности. И если та связь, которая задается этническими константами, противоречит формальной логике, то последняя может игнорироваться.
Это мы наблюдаем, в частности, в Турции во время военных переворотов, которые воспринимаются народом как праздник. Те репрессии, которые могут последовать за переворотом, народом в этот момент не осознаются, остаются за кадром его сознания. Зато оживляется парадигма воина, которая детерминирует для него образ действия по отношению к миру. Это сказуемое, если приводить аналогии из грамматики. Оно требует подлежащего - образа себя, - для турка это масса. Если прибавить определение, то привилегированная масса. (Оговоримся в скобках, что мы записываем этнические константы в виде предложения только для удобства иллюстрации, вовсе не имея в виду, что суть этнической культуры можно выразить какой-то метафорической фразой.)
Таким образом, действие военных в политике - переворот - посредством сцепления понятий наподобие слов в предложении вызывает у турка представление о себе как о члене привилегированной массы и восстанавливает на какой-то момент ясную самоидентификацию, замутненную в обыденной жизни. Конкретные атрибуты этой массы для него в этот момент безразличны: разные внутриэтнические группы с различной ценностной ориентацией могут приписывать ей различные характеристики, но все в равной мере ощущают свою причастность к ней.
Это явление уже невозможно сопоставить с грамматическими правилами, а скорее с законами композиции текста, где фразы, повествующие о различных событиях и явлениях, так комбинируются друг с другом, что создается некоторое общее впечатление, которое ни из одной из этих фраз по отдельности, ни из их суммы вовсе не следует. Оно возникает через особую стыковку этих фраз. Профессиональный литератор не только интуитивно, но часто и вполне сознательно так строит текст, чтобы достигнуть желательного звучания. Законы построения текста можно сопоставить с закономерностями действия этнических констант, закономерностями функционального внутриэтнического конфликта. Действия различных внутриэтнических групп имеют свой собственный смысл: военные выходят на улицу, чтобы пресечь распространение в стране исламского фундаментализма- турки-мусульмане (когда позволяет комендантский час - geoglobus.ru) высыпают на улицы из любопытства - узнать новости. Но в совокупности эти два действия порождают совершенно новый смысл: возникновение общего ощущения себя привилегированной массой. В конечном счете именно те закономерности, которые дают возможность этносу пережить внутри себя сюжет, построенный по определенным композиционным парадигмам, и определяют восприятие этносом реальности (в частности, и то, какое событие с каким связывается, с чем ассоциируется), мотивацию действий различных внутриэтнических групп и, наконец, согласованность их действий. То, что люди осознают, может иметь весьма относительную связь с тем, что они делают. Содержание центральной зоны этнической культуры дробится и предстает в качестве мотивов, связанных с конкретными частными случаями и событиями.
Мы должны ответить еще на один вопрос: какую роль во внутриэтническом конфликте играет ценностная ориентация, точнее, чем ценностная ориентация является во внутриэтническом конфликте? Та роль, о которой мы говорили до сих пор, является чисто служебной. Так, внутриэтнический конфликт русских строится, как мы видели, на взаимодействии групп с различной ценностной ориентацией, точнее, с различной интерпретацией русской государственности. Что же касается категории государство, то о ней можно в принципе говорить как о ценностной доминанте, но в нашем контексте, когда речь идет о русском этатизме, мы говорим скорее о способе существования народа, форме его организации. Таким образом, парадигму государственности можно было бы выделить как этническую константу (способ действия в мире), а наполнение ее у разных внутриэтнических групп разное, но такое, что предполагает возможность их стыковки в некоем имплицитном общеэтническом процессе. Итак, тему ценностной ориентации мы фактически вновь подменяем темой функционального внутриэтнического конфликта, где ценностные доминанты оказываются лишь материалом для него.
От этой же трактовки нам некуда деться и в других наших примерах. Современное турецкое общество существует практически без идеологии (идеологию имеют только отдельные внутриэтнические группы). Образно говоря, идеологию заменяет музыка янычарского марша. Ценностная же ориентация турецкой вестернизированной элиты имеет явно выраженную адаптивную обусловленность. Причем в сюжете 9 мы описали сам поиск новой идеологии. Возникавшие идеологические системы, хотя они и могли быть соотнесены с этническими константами турок, народом отторгались как чужеродные образования. Такая же судьба должна была постигнуть пантуранизм - судьба верхушечной идеологии, имеющей лишь опосредованное влияние на жизнь народа, если бы в процессе спонтанного самоструктурирования этноса она не заняла бы функционально определенного места во внутриэтническом конфликте, что привело к кристаллизации на ее основе картины мира, принятой одной из групп турецкого этноса.
Точно так же (обратимся к армянскому примеру) в процессе формирования Еревана принимали участие группы с различной ценностной ориентацией, и все они не вполне рефлексировали свои действия. И в этом случае идеология кажется вовсе не обязательным элементом самоструктурирования этноса. Никакой идеологемы создания Еревана не существовало (если бы она была хотя бы подпольно, о ней сейчас было бы уже известно). Во всяком случае наша версия создания Еревана явилась первым мифом о Ереване, и будучи опубликованной в качестве газетного эссе, была довольно легко воспринята армянами как объяснение их действий. Размышляя над нашим очерком о Ереване, мы не можем не обратить внимания на то, что те ценностные системы, носителями которых были разные внутриэтнические группы у армян, таковы, что складывалась именно та культурнополитическая конфигурация, которая и была необходима, чтобы процесс самоструктурирования этноса протекал успешно. Кажется бесспорным, что все эти ценностные системы сложились случайно, в силу тех или иных исторических обстоятельств, но именно такая их комбинация оказалась наиболее удобной для созидания общего целого. Это явление объясняется в нашей концепции через распределительную модель культуры, являющейся необходимой для успешного функционирования внутриэтнического конфликта. Вновь мы приходим к выводу о функциональном значении системы ценностных доминант в жизни этноса.
Обратимся к нашим сюжетам о финнах. Изучая этническое сознание финнов, мы почти не останавливались на процессе самоорганизации финского этноса, кроме одного факта, связанного с национальным движением, основоположником которого был Снельман. Это было почти заурядное национальное движение пангерманского образца, за исключением той его характерной черты, что Снельман предлагал не воссоздать финский народ (у финнов не было того славного прошлого, ни реального, ни мифического, которое могло бы стать эталоном и базой для национального строительства), а создать его почти с нуля путем планомерных и продуманных усилий. Подход Снельмана служил отражением определенного внутриэтнического процесса, но не его начала, а его завершения, кристаллизации той картины мира финского этноса, где акцент делается на упорядочении мира (в том числе и себя в мире). Идеология самосозидания не предшествовала действию, а была рефлексией по его поводу, причем рефлексией, происходящей в рамках ценностной ориентации, заданной национальной идеологией пангерманского типа.
Однако, когда мы имеем дело с живым этнографическим историческим материалом, мы видим и чувствуем, что нарушение функционального конфликта часто вызывается тем, что та или иная форма существования этноса, тот или иной способ его функционирования, может быть, с точки зрения адаптации к окружающей природной и социальной среде почти безукоризненный, оказывается лишенным своего смысла, своей идеальной подоплеки. А значит важна не только адаптационная функция внутриэтнического конфликта, но и тот факт, что через посредство этого конфликта обыгрывается некоторое существенное для этноса содержание - geoglobus.ru. Дисфункциональный конфликт наступает именно тогда, когда люди лишаются возможности выбора, а в обществе катастрофически уменьшается численности носителей личностного сознания, доминанты которого сопряжены с традиционным. В этом смысле мы можем утверждать, что внутриэтнический конфликт, поскольку он функционален, есть опробование людьми разных целей и смыслов, и само это опробование, игра с этими смыслами, ценностями, также является компонентой внутриэтнического процесса .
А это, в свою очередь, означает, что дисфункциональную смуту вызывает появление внутри этноса какой-либо ценностной ориентации, которая не может стать компонентой внутриэтнического процесса. Мы не имеем при этом в виду, что ту или иную ценностную систему этнос не может заимствовать извне, а обязан выработать самостоятельно. Вся культурная история человечества - это история таких заимствований. Взятая извне ценностная система всегда адаптируется этнической средой. Ведь и тот социализм, который стал отравой для России, был очень сильно русифицирован. Мы видели, в какой безукоризненно русской оболочке несли его в русскую деревню эсеры. И многие из этих самых эсеров, были русскими до кончиков ногтей и действительно в большинстве своем любили Россию и не могли желать ей погибели.
Значит, та или иная ценностная ориентация может быть деструктивной - не для одного какого-то этноса, а для любого. Та система ценностей, которую русская верхушка заимствовала в Европе, была деструктивна как для России, так и для самой Европы. Другое дело, что в Европе шел вялотекущий процесс разрастания раковой опухоли, а в России произошло острое воспаление.
Принятие подобной ценностной ориентации приводит к тому, что внутриэтническое взаимодействие постепенно лишается всякого смысла. Остаются голые формы, получающие лишь прагматическое наполнение (государство ради государства- трудовой крестьянский коллектив - община - только ради производства сельскохозяйственных продуктов). Некоторое время внутриэтнический конфликт еще функционирует как бы по инерции, а затем рассасывается, не имея для себя пищи, как бы умирает от голода. Человек не может жить без смысла, окончательно лишившись его, он умирает (как об этом со всей убедительностью рассказал Б. Беттельхейм в своей, на основе собственного пережитого опыта написанной, книге о фашистском концлагере). Народ не может жить без сюжета (равно - без собственного смысла). Но сюжет должен быть о чем-то, что действительно в мире существует, его не может заменить призрак. Только тогда он может стать предметом - темой - функционирования внутриэтнического конфликта.
Таким образом мы можем заключить, что в процессе внутриэтнического конфликта всегда обыгрывается основная (и может быть, довольно сложная) этническая культурная тема. Ее выхолащивание приводит к тому, что внутриэтнический конфликт становится дисфункциональным.
ОПРОС О ТУРЦИИ
Лучшие курорты

ОТЕЛИ ТУРЦИИ